Были ли Вы в заповеднике?
 

Заповедники превратились в места для "царской" охоты
Автор: Редактор   
28.12.2011 11:32

Мы продолжаем цикл расследований о том, как Украина теряет свои природные богатства. Тема сегодняшнего материала - охота в заповедниках. Их создавали, чтобы защитить животных от истребления. Но нередко именно заповедные территории становятся местами для "царской" охоты. Избранным любителям пострелять "заповедный" статус лишь на руку. Ведь он запрещает охоту всем остальным.

Так, два года назад были созданы три национальных парка: Синегора, Белоозёрский и Залесье. До этого они были закрытыми охотничьими хозяйствами государственного управления делами. Теперь охота на этих землях запрещена. Но созданы парки лишь на бумаге. Как нам удалось выяснить, для простых людей доступ туда закрыт. А вот охота там - продолжается. Тему продолжит Роман Бочкала.

Это было одно из самых элитных охотхозяйств Украины и всего Советского союза - госдача Залесье в Киевской области. На волка, рысь и зубра сюда приезжали Хрущев - вот он с головой лося в руках - Брежнев и даже Фидель Кастро.

Но два года назад, другой президент - Ющенко - объявил Залесье национальным парком. Теперь, согласно указу, животных здесь нельзя убивать. Эколог Владимир Борейко много лет отстаивал идею создания этого заповедника.

Владимир Борейко - директор киевского эколого-культурного центра:

- В советское время был даже придуман специальный термин - заповедно-охотничье хозяйство. То есть для народа - заповедное, для элиты - охотничье. И сейчас мы возвращаемся к этим извращенным формам.

Теперь Борейко судится с государством. Ведь парк, уверен он, создан только на бумаге.

Владимир Борейко - директор киевского эколого-культурного центра:

- На самом деле он является спецсафари - закрытыми охотничьими угодьями.

По закону, доступ в национальные парки открыт для всех граждан. Но своих посетителей Залесье встречает интересными надписями.

Попасть в национальный парк Залесье просто невозможно. Вся его территория обнесена вот этой сеткой. И чтобы никто не перелез - сверху колючая проволока. Любой, кто пожелает насладиться местными красотами, будет нарушителем.

Кроме Залесья, тем же президентским указом, в 2009-м были созданы еще два национальных парка - Белоозерский и Синегора. И тоже на территории государственных дач.

Найти Белоозерский заповедник оказалось непросто - указателей нет. Судя по карте, мы у цели. Но местный житель Иван советует разворачиваться и спрятать камеру.

- Ребята заезжали туда - камеру побили. Есть у тебя лишняя капуста, чтоб новую камеру купить? Тут сейчас ниточка начнет раскручиваться, что сейчас приедут такие, что ты и охренеешь.

Ходить в Белоозерский лес Иван боится. О том, что это национальный парк - ни разу не слышал.

- Вот лесополоса, поняли. Подъехали и сказали: снайперы. Если только перейдете вот эту вот, снайперы будут снимать. И что ты кому скажешь? Наша земля, б...дь, и даже не можем коров пасти.

Здесь каждый знает: Белоозерский лес - охотугодья для элиты.

- А по закону вообще считается, что это национальный парк.
- Да ни кому ты ничего не докажешь! Хозяин тот, у кого деньги есть.
- Ну, так вообще выстрелы слышны здесь?
- Вечером.

Мы все же решаемся ехать в лес. За шлагбаумом - шикарный асфальт. Жителям окрестных сел о такой дороге можно только мечтать. По обе стороны - загородки для животных. И всюду следы. Кажется, дичи здесь много.

- А здесь у нас сено… Похоже на кормушку. Так, а это что… Соль. Видимо, тоже для животных.

Рядом с кормушками - вышка. Для чего она - остается только догадываться. Из этих окошек можно как наблюдать за животными, так и стрелять по ним.

Шикарная дорога привела нас к не менее шикарному забору. На деревьях датчики движения - от охраны не ускользнуть.

- Кто?
- Канал Интер.
- И что вы тут хотите снимать?

Охранники явно не рады нашему приезду. За ограждением видим вольер. А в нем - бурые медведи. Спрашиваем: для чего эти животные из Красной Книги в клетке, и имеется ли разрешение на их содержание? Но вместо ответа...

- Вон идите в заповедник…
- А это что? Не заповедник?
- Это не заповедник, это частная территория. Вон идите к леснику и лесника снимайте.

Но и лесник оказался немногословным.

- Я туди теж не заходжу. Нас же тоже не пускають.

Глава лесничества вообще общаться с нами не стал.

- Мы спрашиваем, куда попали. Здесь государственный флаг. Мы - канал Интер, официально приехали… Хотим выяснить, какая организация здесь находится.

Но выяснить - в заповеднике мы или в охотхозяйстве - так и не удалось. В Министерстве экологии и природных ресурсов заверили: Белоозерский лес является национальным парком. Частных угодий, а тем более охотничьих на его территории быть не может.

Игорь Иваненко - заместитель начальника департамента заповедного дела Минэкологии и природных ресурсов Украины:

Там нету частной территории. Почему - потому, что все эти территории, под которыми находятся национальные природные парки, имеют госакты на право постоянного пользования. Такие государственные акты выдаются только государственным учреждениям и, следовательно, там нет частного пользования.

А это уже Ивано-Франковская область. Национальный парк Синегора. Картина та же - охрана, внутрь не попасть. Что-то строят.

- Ти шо воєнну тайну розказуєш?
- Та шо воєнну? Ремонти просто робимо…

Что же строится за забором - согласился рассказать только один человек и то на правах анонимности.

- Там будують дім лісника. Такий величезний! Дуже здоровий будинок! Звідси п'ять кілометрів. Там ще два стави є. В першому нема риби, а в другому о такі от штуки плавають.

А еще за забором отель, диско-бар и, внимание, - "охотничий котедж". Рядом такие же бурые медведи. И тоже в клетке. Национальный парк - в стадии организации, а все, что мы видим пока еще государственная резиденция, сообщил ее директор Владислав Левинец. И заверил: после выхода указа - охота здесь не ведется.

Владислав Левинец - генеральный директор государственной резиденции Синегора:

- Тобто на сьогодні можно сказати, що це є національний природній парк?
- Ха-ха… Якій зміст ви вкладуєте в це поняття? Так це є національний парк. Що є національний парк? Воно все національне! Всі ліси на території держави - національні…

Возвращаемся в Залесье. И пробуем попасть в этот национальный парк, как обычные граждане. К нашему удивлению, ворота открываются.

- А где у вас касса?
- Какая касса?
- Ну, билеты где продаются?
- Заходите…

Но, кажется, нас неправильно поняли.

- Отстрелочные?
- Ну да…
- Так и говорите, а то касса…

Охранник принял нас за охотников. Звонит начальству.

- Проходная. Тут за отстрелкой люди...
- Вы брали когда-нибудь?
- Нет.
- Откуда вы?
- Из Киева.

Если бы нашей целью была охота, то из этих ворот мы бы наверняка вышли с убитой дичью. Но у нас другая добыча. Вот этот талон для получения отстрелочной карточки. При этом, чиновники продолжают утверждать - охота здесь не ведется. По официальным данным, браконьерства в украинских заповедниках просто нет. Но редких животных в Украине становится все меньше и меньше.